Как оформить мониторинги в отчете по ВКК. Образец, который точно одобрит Росздравнадзор
* Пункт 9 приказа Минздрава от 31.07.2020 № 785н, далее — приказ № 785н
Отсутствие сводного отчета или некорректные данные в нем инспекторы посчитают нарушением лицензионных требований. Росздравнадзор может сделать вывод, что клиника не выполняет требования к ВКК, и привлечь к административной ответственности. В статье разберем обязательные направления мониторинга*. В рамках каждого объясним, откуда брать информацию, что вносить в отчет и как избежать ошибок.
Нежелательные реакции на лекарства — нет данных от врачебной комиссии
В чем ошибка. При подготовке отчета ответственные за передачу извещений не запрашивают у врачебной комиссии информацию о случаях непереносимости лекарств пациентами. Если у человека индивидуальная непереносимость препарата, по решению врачебной комиссии ему назначают аналог по торговому наименованию. Информацию об этом врачебная комиссия должна самостоятельно передать в систему фармаконадзора.
Как исправить. Выделите специальную графу в отчете для сведений, которые ведомству должна передавать врачебная комиссия (пп. 4.7, 4.8 приказа Минздрава от 05.05.2012 № 502н, п. 37 приказа Росздравнадзора от 15.02.2017 № 1071 (далее — приказ № 1071)). Ответственный не сможет оставить ее пустой.
Как оформить раздел в отчете. Посчитайте,сколько нежелательных реакций выявили за отчетный период и количество сообщений, которые направили в Росздравнадзор. Рекомендуем проанализировать сообщения для каждой категории нежелательных реакций. Они указаны в пунктах 35–37 Порядка фармаконадзора из приказа № 1071 (памятка на полях). Образец оформления раздела в отчете ниже.
Анализ информации о нежелательных явлениях при применении лекарств
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии
Памятка. О каких реакциях на лекарства передают сообщения в Росздравнадзор
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Скачать
Шаблон сводного отчета по ВКК
Скачать
Нежелательные события с медизделиями — посчитали только переданные в Росздравнадзор извещения
В чем ошибка. Зачастую клиники проставляют в отчете только одну цифру — сколько извещений передали в Росздравнадзор. Забывают о том, что неблагоприятных событий, которые нужно фиксировать, но не передавать, намного больше.
Как исправить. В отчете должно быть две графы — об отправленных извещениях и общем количестве событий. Чтобы данные для Росздравнадзора не искажали, напомните сотрудникам, когда направлять сообщения не нужно (п. 7 приказа Минздрава от 19.10.2020 № 1113н). Например, в ситуациях, когда у медизделия были очевидные для потребителя дефекты.
Как оформить раздел в отчете. Чтобы заполнить графу об общем количестве нарушений, запросите число извещений и статистику из меддокументации пациентов. Завотделениями должны проинструктировать врачей, чтобы делали запись в картах о том, что, например, в ходе манипуляции сломалось медизделие или при каких условиях пациент получил повреждения дома.
Затем отдельно пропишите число событий, по которым передали извещения о побочных действиях, о которых не сказано в инструкции, и нежелательных реакциях. Росздравнадзор рекомендует медучреждениям использовать справочник-кодификатор таких реакций (решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.04.2018 № 47). Не забудьте обстоятельства, которые создают угрозу, посчитать и для медиков тоже. Образец оформления раздела отчета ниже.
Анализ информации о нежелательных явлениях при применении медизделий
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии
Скринкаст. Как заполнить раздел мониторинга в отчете по ВКК >>
Наличие у медработников документов об образовании — вносят данные только из ФРМР
В чем ошибка. Клиники запрашивают данные о работниках для отчета только из ФРМР. При этом информация устаревает, так как кадровики не успевают ее обновлять.
Важно
Сведения собирайте ежеквартально, это требование к отчетам по результатам ВКК (пп. 18, 19 приказа № 785н). Затем сведите информацию в отчете за полугодие или год
Как исправить. Просите предоставить вам статистику после плановых проверок ВКК. Аудиторы в подразделениях обязаны смотреть, насколько образование медработников соответствует требованиям (п. 9 приказа № 785н). Задача — выявить случаи, когда сотрудники работали без образования или сертификата, не прошли аккредитацию. Удобно, если у проверяющих есть памятки по должностям.
Затем сравните полученную информацию с данными в ФРМР и скорректируйте их в системе при необходимости.
Как оформить раздел в отчете. Когда сверите информацию из обоих источников, в отчете укажите количество случаев, когда медработники выполняли профессиональные обязанности без документов об образовании или сертификатов, свидетельств. Пропишите отдельно число инцидентов для врачей, среднего медперсонала и иного персонала. Образец оформления ниже.
Мониторинг наличия у медработников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии
Важно
Помимо данных из информационной системы клиники по учету лекарств следует проанализировать данные инвентаризации. Запросите у бухгалтерии остаток по основным средствам и ведомости по инвентаризации
Видео. Как действовать при выявлении недоброкачественного медизделия >>
Наличие лекарств и медизделий — в отчете нет оборудования и расходников
В чем ошибка. Медорганизация может включать в отчет только лекарства и медизделия, а оборудование или расходники игнорировать. Причина — считают некоторые процедуры необязательными. Раз их можно не выполнять, то и отсутствие расходников не предмет мониторинга.
Как исправить. Привлеките к проверке раз в квартал завотделениями, заведующего больничной аптекой. Поручите сверять данные по лекарствам и расходникам с требованиями стандартов и клинреков, по которым клиника работает (пп. 9 и 18 приказа № 785н). Специалисты должны понять, есть все необходимое для оказания медпомощи или нет. Поручите обращать внимание на второстепенные процедуры из клинреков и стандартов.
Как оформить раздел в отчете. Сделайте таблицу по отделениям. Укажите, какие лекарства, медизделия и расходники отсутствуют. Отдельный столбец отведите под причины нарушений. Образец оформления раздела ниже.
Мониторинг наличия препаратов и медизделий по порядкам медпомощи, стандартам и клинрекам
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии
Статданные о качестве и безопасности меддеятельности — нет сведений в динамике
В чем ошибка. В отчете прописывают только показатели за полугодие, квартал, год. Не сравнивают их с предыдущими периодами. Тогда непонятно, какие меры нужно принимать, нельзя сделать вывод, положительная динамика или отрицательная.
Как исправить. В виде графиков или таблиц в отчет необходимо внести оценку показателей в динамике. Например, в годовом отчете — за каждый квартал.
Памятка. Индикаторы риска нарушений обязательных требований при меддеятельности
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Скачать
Как оформить данные в отчете. Каждая клиника сама определяет, какие показатели будет отслеживать. В первую очередь ориентируйтесь на виды, условия, формы медпомощи из лицензии. Но учтите, что на статистику по онко- и сердечно-сосудистым заболеваниям стоит обращать внимание всем — они входят в индикаторы риска нарушений обязательных требований (приказ Минздрава от 27.10.2021 № 1018н). Чтобы информация в отчете была полной, мониторируйте все показатели по индикаторам риска (памятка на полях). В образце ниже — рекомендуемые показатели, которые вы можете адаптировать к работе.
► Примеры статистических показателей, которые характеризуют качество и безопасность меддеятельности
При негативной динамике службе ВКК поручите установить причины ухудшения показателей и предложить мероприятия. Их также включите в отчет. Как оформить раздел, смотрите ниже.
Сбор статданных о качестве и безопасности меддеятельности медорганизации и их анализ
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии
Нежелательные события при меддеятельности — не разработали перечень неблагоприятных событий для клиники
В чем ошибка. Клиники полагают, что достаточно собирать данные только по нежелательным реакциям на лекарства и медизделия. О мониторинге других неблагоприятных событий забывают.
Важно
Обязательно учитывайте обстоятельства, которые приводят к удлинению сроков оказания медпомощи. Например, падения
Алгоритм мероприятий по учету нежелательных событий
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Скачать
Как исправить. В медорганизации нужно разработать перечень неблагоприятных событий, которые могут угрожать жизни и здоровью пациентов и сотрудников. Включайте в него события, которые связаны с типичными рисками в работе вашей медорганизации (образец ниже). Можете использовать классификатор NCC MERP (таблица). Потом эти события нужно будет отражать в отчете.
► Перечень нежелательных событий в медорганизации и данные для сбора информации
Таблица. Классификация неблагоприятных событий
*
Скачать
Как оформить данные в отчете. Перечислите все виды нежелательных событий и количество сообщений о каждом виде. Образец оформления ниже. Сведения можно получить из статданных, которые собирают ежеквартально, из сообщений медработников руководству, жалоб, обращений и претензий пациентов. Предлагаем алгоритм, который поможет организовать учет (на полях).
Учет нежелательных событий при меддеятельности
Нажмите на , чтобы прочитать комментарии