ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Декабрь 2017года
Опыт выездной службы

Как работает выездная служба паллиативной медицинской помощи

О. В. Осетрова, главный врач, Автономная некоммерческая организация (АНО) «Самарский хоспис»
Е.Ю. Гаврилова, заведующая выездной службой паллиативной помощи, Автономная некоммерческая организация (АНО) «Самарский хоспис»
Т. А. Парфенова, медицинский психолог, Автономная некоммерческая организация (АНО) «Самарский хоспис»

Тезисы статьи

Выездная служба — наиболее экономически доступная форма оказания паллиативной медицинской помощи.

Основные принципы работы — сохранение автономии и достоинства пациента, постоянное взаимодействие с пациентом и его родственниками, непрерывность помощи, мультипрофессиональный и междисциплинарный подход.

Три основных аспекта помощи — купирование боли и других тягостных симптомов, психологическая и духовная поддержка пациента и членов его семьи, социальная поддержка.

АНО «Самарский хоспис» (далее — Хоспис) оказывает благотворительную медицинскую помощь инкурабельным онкологическим больным и их семьям. В Хосписе два подразделения: выездная служба и стационар. Выездная служба работает в режиме стационара на дому, помогает 40–50 пациентам единовременно. В службе четыре бригады — две врачебные (врач и медсестра) и две фельдшерские (фельдшер и соцработник, фельдшер и медицинский психолог). За год служба выполняет более 5 тыс. выездов. Помещение для стационара и выездной службы безвозмездно предоставило ЗАО «Медицинская компания ИДК» (группа компаний «Мать и дитя»).

Как работает патронажная служба

Паллиативный пациент вправе выбирать, как и где получать помощь. Часто он хочет оставаться дома как можно дольше и при этом получать необходимую и возможную помощь. Когда человек устал от больниц, эмоционально и физически истощен заболеванием, он хочет быть в окружении родных. Следовательно, необходимо организовать качественную помощь на дому.

Помощь выездной патронажной службы включает:

  • первичное посещение пациента;
  • назначение симптоматического лечения;
  • динамическое наблюдение врачебной и фельдшерской бригадой;
  • медицинские манипуляции по назначению врача, регулярная коррекция назначений;
  • назначение наркотических и психотропных препаратов пациентам, которые нуждаются в обезболивании;
  • помощь психолога и онколога;
  • обучение родственников уходу за больным.

При наличии медицинских показаний специалисты выездной службы направляют пациентов в медорганизацию, которая оказывает паллиативную помощь в стационарных условиях. Служба организует консультации специалистов и сама консультирует врачей по вопросам паллиативной медицинской помощи.

Выездная служба взаимодействует с органами и организациями системы социального обслуживания. Служба ведет учетную и отчетную документацию, в установленном порядке отчитывается о деятельности и собирает данные для информационных систем здравоохранения в соответствии с законодательством.

Помощь на дому комфортна для пациента, если она своевременна и адекватна. Это оперативная и очень мобильная форма, которая позволяет за короткое время охватить большое число нуждающихся. Неоспоримое преимущество выездной патронажной службы — экономическая доступность. Затраты на выездную службу в 7–10 раз меньше, чем расходы на стационарную помощь.

Модели организации выездной патронажной службы

Сегодня на основе единой нормативной базы действуют несколько моделей выездной патронажной службы.

«Скорая помощь» — единовременный выезд по звонку родственника пациента или поликлиники, чтобы решить возникшую проблему. В основном медработники выполняют срочные хирургические манипуляции, например устанавливают катетер или назогастральный зонд.

«Стационар на дому» — динамическое наблюдение пациента до момента смерти и поддержка родственников, включая переживание утраты.

«Краткосрочный стационар на дому» — курс лечения ограниченное время, например 21 день. Пациенту подбирают симптоматическое лечение и выполняют необходимые манипуляции.

«Активный патронаж» — посещение пациентов, включенных в базу данных инкурабельных больных, с установленной периодичностью.

Каждая модель имеет преимущества и недостатки. Например, модель «скорая помощь» позволяет охватить большее количество пациентов и быстрее помочь в неотложной ситуации, но отсутствие динамического наблюдения делает такие ситуации более вероятными и менее предсказуемыми.

Очевидно, что с развитием паллиативной помощи выездные службы будут иметь возможность совместить все варианты помощи в зависимости от ситуации и выбора пациента.

Преимущества модели «стационар на дому»

Выездная служба Хосписа в основном работает как стационар на дому. Эта модель имеет пять преимуществ.

Непрерывность оказания помощи. Непрерывность заключается в постоянном мониторинге состояния пациента, назначении необходимых медикаментов и уходе за пациентом с первого дня обращения до последнего. Это позволяет предотвратить или минимизировать многие проблемы и симптомы. Например, уменьшить риск кишечной непроходимости, активно профилактировать возникновение пролежней.

Постоянное взаимодействие с пациентом и родственниками при планировании и осуществлении помощи. Следует максимально избегать неожиданных изменений в ходе лечения без согласования с больным и его близкими, четко и доходчиво объяснять каждое назначение лекарственного препарата и процедуру, описать ожидаемый эффект. Это дает возможность пациенту и его близким чувствовать причастность к лечению, а врачу — быть более объективным в оценке эффективности лечения и состояния больного.

Помощь должна быть доступна 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для коррекции ситуации зачастую достаточно телефонного звонка: человек расскажет, какая ситуация сложилась, получит рекомендацию и время следующего визита. Очевидно, что не каждый медработник может дистанционно поддерживать общение, и человек, который не знает пациента и конкретных обстоятельств, не может дать верную рекомендацию.

Возможность установить более близкие отношения с пациентом и родственниками. На «своей территории» людям легче выражать чувства и мысли. При поступлении в стационарное отделение Хосписа пациент замкнут первые часы или дни и только после адаптации чувствует себя комфортно. При наблюдении выездной службой мы стараемся, чтобы пациента и семью сопровождали одни и те же специалисты — врач, медсестра, психолог. Это делает круг поддержки стабильным, а общение более открытым и продуктивным.

Преемственность помощи в стационаре и на дому. Преемственность — приоритетная особенность модели. Когда пациент, которого вела выездная служба, госпитализируется в стационарное отделение Хосписа, врачи уже много знают о нем: назначения, симптомы, особенности питания. После выписки, наоборот, специалисты выездной службы находятся в курсе изменений и полностью готовы помогать в новой ситуации, ведь за месяц в состоянии инкурабельного больного меняется многое.

Поддержка семьи. Поддержка членов семьи больного — один из важных компонентов паллиативной помощи. Пациента и его семью необходимо воспринимать как единое целое. При постановке пациента на учет родственники получают памятку «Раздели этот путь». Памятка разъясняет, и это крайне важно для близких, что агрессия больного — это нормально, что это фаза принятия своего диагноза или состояния. Рассказывает, как организовать быт: например, приобрести колокольчик, чтобы больной мог позвать на помощь, когда ему будет трудно говорить, и многое другое.

Со смертью пациента помощь Хосписа не заканчивается. В это время его родные как никогда нуждаются в заботе, и особенно ценна поддержка тех, кто был рядом в самые трудные недели и дни.

Отличия выездной службы паллиативной помощи от других видов помощи на дому

Мультипрофессиональный и междисциплинарный подход. Для наибольшего эффекта помощь оказывают врач, медсестра, медицинский психолог, соцработник, волонтеры и служители церкви. Каждый член команды необходим. Например, когда с пациентом сложно установить контакт, на дом приезжает медицинский психолог, который помогает и пациенту, и семье, и сотруднику. С развитием паллиативной помощи, в т. ч. на дому, количество специалистов разных специальностей будет больше.

Помимо медицинской помощи, выездная служба предоставляет на условиях безвозмездной аренды специальные средства ухода — противопролежневые матрацы, ходунки, кислородные концентраторы, а также памперсы, пеленки, средства для ухода за кожей. Наш Хоспис получает эти необходимые, значительно облегчающие жизнь пациенту и семье, вещи от благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Роль медицинской сестры. Медсестра в паллиативной помощи, а в выездной службе особенно, — не исполнитель, а партнер врача. Она не выполняет манипуляции механически. Медсестра может сказать больному: «Да, как-то церукал на вас плохо действует. Пока не буду делать укол, созвонюсь с доктором». Отменить назначение медсестра не может, но имеет право обратить внимание на проблему. Нередко именно медсестра координирует процесс помощи, ведь она чаще всех бывает в семье.

Повышенный риск профессионального выгорания. В выездной службе риск профессионального выгорания выше, чем в стационарном отделении. Сотрудник стационара, уходя домой, оставляет пациента на коллег и может быть спокоен. Медработник, который наблюдает больного на дому, беспокоится за пациента значительно сильнее. В Хосписе есть традиция — утром проводить планерки в выездной службе, на которых сотрудники могут рассказать о трудностях прошедшего дня и обсудить, как нужно было поступить.

Важно вести профилактику синдрома выгорания. Каждому, кто работает с умирающими, нужны консультирование и помощь. В сложных ситуациях наши сотрудники могут обратиться к медицинскому психологу. Значимый элемент профилактики выгорания — повышение квалификации. Компетентный сотрудник «сгорает» в 10 раз медленнее.